Федяшова Олеся Александровна
Педагог-психолог
Визитная карточка
Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть, развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности. Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Пришла я в эту профессию далеко не случайным человеком, а имея уже опыт работы с детьми в ДОУ воспитателем. Став педагогом-психологом, я многое для себя открыла и переосмыслила.
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. "Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство", – писал Л.А. Венгер.
В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением тревожности, неуверенности у детей, но самое главное со слабым здоровьем дошкольников. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда некоторые детские переживания проносятся с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.
Сегодня на ребенка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи. Поэтому в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю – помочь ребенку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество и деятельность.
В процессе взаимодействия педагога с ребенком большую роль играет обладание педагогом следующими качествами: педагогическим тактом и требовательностью, огромной любовью к детям, профессионализмом и творчеством, быть мастером своего дела. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах воспитания, обучения и желание вести здоровый образ жизни.
Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Если вы спросите меня: "Что самое трудное в нашей профессии?", то я отвечу следующее: "Очень сложно разнообразить формы и методы работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но еще труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянутся дети, и взрослые".
Исходя из этого, я выработала требования, которые предъявляю к себе, своим коллегам и родителям детей:
- прежде всего, надо "жить жизнью детей", только тогда мы сможем понять их;
- надо быть сдержанным и терпеливым (развитие человека не терпит суетливости и нервности);
- если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения и у ребенка, и у взрослого человека;
- надо воспитывать в себе обязательность;
- хранить детские тайны (это рождает доверие между взрослым и ребенком);
- не требовать от ребенка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности;
- выражать недовольство собой, своей деятельностью, если что-то не получается у ребенка;
- искать разные методы и способы, чтобы научить его тому, что знаешь и можешь сам;
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- и самое главное требование – это "Не навреди".
От нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь и взаимодействие с окружающим его миром. Какими я вижу результаты своей деятельности? – Это ребенок, который желает узнавать новое, интересное, быть уверенным в себе и в своих возможностях, с адекватной самооценкой, уметь переживать за другого, стремиться к ведению здорового образа жизни.
Мой девиз
Не думайте, психологом быть очень нелегко!
Не спать от мыслей долгими ночами,
Ведь проникают в душу глубоко
Мечты, надежды чьи-то и печали.
Прожив сто жизней – добрых и плохих,
Я поняла простую истину однажды:
Нет для психолога проблем и бед чужих!
И каждый крик, и каждый шепот важен!
Основные направления деятельности
- психолого-педагогическая диагностика
- коррекционно-развивающая работа
- здоровьесберегающая деятельности
- психолого-педагогическое консультирование
- психологическая профилактика и просвещение
- методическая работа
- психологическое сопровождение управленческих процессов
Образовательные интернет ресурсы
- Образовательный сайт "Психолог в ДОУ"
- Образовательная социальная сеть
- Международный образовательный портал
- Сайт для психологов, педагогов и родителей
- Всероссийский сайт для педагогов ДОУ
- Образовательный портал "Инфоурок"
Советы и рекомендации родителям
- Адаптация ребенка к детскому саду
- Активное слушание, или Как научиться слышать своего ребенка
- Гиперактивный ребенок – что делать родителям?
- Играя дома, тренируем внимание и развиваем память
- Как не надо отвечать на детские и недетские вопросы?
- Как преодолеть рассеянность у ребенка?
- Как провести с ребенком досуг?
- Пальчиковые игры с детьми
- Психологическая готовность ребенка к школе
- Техника расставания с детьми
- Эффективное время с ребенком как профилактика детских неврозов
- Я не жадина!
Публикации