Образовательный проект "Ранняя профориентация дошкольников и SТЕМ-образование"
Краткая презентация проекта
В соответствии с Приказом ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" от 05.06.2017 № 17 МБДОУ № 220 города Ростова-на-Дону присвоен статус федеральной инновационной площадки по апробации парциальной модульной программы "SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".
Проект "Ранняя профориентация дошкольников и SТЕМ-образование" был представлен МБДОУ № 220 на Донском образовательном фестивале "Образование. Карьера. Бизнес" в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ "Детский сад № 220" – "Детского сада – центра начального технического творчества" и МАОУ Школа № 115 "Школы-технопарка", который на сегодняшний день достаточно успешно реализуется на практике.
Основная идея проекта: Выявление, поддержка и развитие профессиональных наклонностей и способностей детей дошкольного возраста в условиях конструктивно-технической, интерактивно-игровой образовательной среды, ранняя профориентация детей в рамках сетевого взаимодействия в образовательном кластере – МБДОУ № 220 и МАОУ "Школа № 115".
Вид проекта: практико-ориентированный, информационно-технический, творческий, ролевой.
Срок реализации проекта: 4 года.
Прогноз реализации проекта: Реализация образовательного проекта поможет воспитанникам МБДОУ № 220 в дальнейшем в их профессиональном выборе.
Участники проекта:
- педагогические работники МБДОУ № 220, МАОУ "Школа № 115";
- обучающиеся МБДОУ № 220 в возрасте от 5 до 7 лет;
- родители (законные представители) воспитанников МБДОУ № 220.
Профориентация и детский сад!? Определить будущую профессию в стенах детского сада!? Это возможно? Можно ли совместить такие, казалось бы, диаметрально противоположные понятия, как детский сад и будущая, осознанно выбранная профессия?
Если смотреть вперед и думать о будущем наших детей, их успешности и максимальной адаптированности в условиях современной жизни и современного общества, то делать это не только можно, но и просто необходимо, начиная уже с детского сада.
Работа по ранней профориентации детей в рамках образовательного проекта осуществляется через познавательную, продуктивную, игровую самостоятельную и совместную деятельность педагога с детьми.
STEM-технологии помогают детям получить более полное представление о многообразии различных профессий и в будущем определиться с правильным выбором своего профессионального пути.
В МБДОУ № 220 работают профессионально-ориентированные STEM-лаборатории:
- Конструкторское бюро "Леготехник";
- Центр игрового моделирования и робототехники "Изобретатели";
- Познавательно-творческий центр "Мультипликаторы";
- Экспериментальный центр "Естествоиспытатели";
- Физико-математический "Эйнштейн-клуб";
- "Фребель-центр".
Учащиеся школы № 115 – частые гости в детском саду и всегда с большим интересом и увлеченностью вместе с малышами работают в STEM-лабораториях.
Современное оборудование и инновационные программы становятся доступными для детей и являются предстартовой площадкой для научно-технических исследований, которые дети-дошкольники в будущем будут проводить уже в стенах школы.
Экспериментируя, решая проблемные задачи, попадая в познавательные ситуации, у детей формируется отсутствие боязни перед научным исследованием, боязни допустить ошибку. Дети не испытывают страха перед неизвестным, непонятным, перестают опасаться, что не справятся с заданием, и чувствуют себя более уверенно.
STEM-технологии, используемые в данном образовательном проекте, – это эффективная база для ранней профессиональной ориентации детей, помогающая детям проявить интерес в инженерных, конструкторских, научно-исследовательских, опытно-экспериментальных исследованиях и направлениях.
Проект также активно применяется воспитателями компенсирующих групп, педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Дети с особенностями в развитии получают возможность наравне со своими сверстниками строить, конструировать, создавать, считать, измерять, сравнивать, приобретать математические, инженерные, конструктивные, филологические навыки и, конечно же, навыки общения. К практическим работам дети привлекаются постепенно, а содержание выполняемых совместно с педагогом или сверстниками проектных работ постепенно усложняется.
В ходе реализации проекта у детей активно формируются и развиваются надпредметные умения:
- алгоритмическое мышление;
- мобильность, креативность;
- умение применять свои знания на практике;
- умение мыслить нестандартно, формулировать задачу;
- определять цель решения задачи и принимать оптимальное решение;
- осуществлять поиск (знания из разных областей);
- анализировать, систематизировать и классифицировать;
- доводить до конца намеченный план решения задачи;
- оценивать достижение результатов деятельности;
- владеть различными формами самоконтроля;
- оценивать свою деятельность и деятельность других.
Мы надеемся, что благодаря реализации образовательного проекта любознательность и вдохновение исследователя у наших детей сохранятся на всю жизнь и обязательно помогут им сделать правильный профессиональный выбор.